Тамара
деятельна, любознательна, любопытна, артистична,
мила и приветлива. Очень обязательна,
старательна. Внимательна и заботлива,
великолепно находит общий язык с детьми. Правда,
она излишне критична, всегда тянется к лидерству.
Тамара самостоятельна, привыкла рассчитывать
только на свои силы. Довольно вспыльчива, но
быстро успокаивается. Большая любительница
путешествий, охотно знакомится с новыми людьми.
Любит новизну во всем. |
Тамара
- знаменитая грузинская царица (1184-1213 гг.), с
именем которой связан один из лучших периодов в
жизни Грузии. Она происходила из династии
Багратидов и была единственной дочерью Геор-гия
III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем
с Пенелопой. Воспитала ее высокообразованная
тетка Русудань. Современные царице поэты
восхваляли ее ум и красоту. Ее называли не
царицей, а царем, сосудом мудрости, солнцем
улыбающимся, тростником стройным, ликом
лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие,
послушание, религиозность, чарующую красоту. О ее
совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной
передаче до наших времен; ее хотели видеть все, ее
руки искали византийские царевичи, султан
алеппский, шах персидский. Все царствование
Тамары окружено таинственным ореолом;
достоверные исторические сведения осложнились
легендарными сказаниями со дня вступления ее на
престол. Отец короновал ее на царство (1179 г.) еще
при своей жизни, но лишь по смерти его (1184 г.) она
стала править государством. Девизом своего
правле-ния Тамара провозгласила милость и
правду: "Я отец сирых и судия вдов", -
говорила Тамара. В ее царствование не было ни
одного случая смертной казни и телесного
наказания. Избегая осложнений внутри царства,
царица вела ряд войн с соседними государствами.
Первый ее супруг, русский князь Георгий (по
мнению Карамзина, сын Андрея Боголюбского)
совершил военные экспедиции на север Армении, в
Ширван и Эрзерум. Когда брак Тамары с Георгием
был расторгнут - по словам грузинского летописца,
вследствие творившихся князем бесчинств, - то
бывший супруг Тамары стал ее врагом и с большим
греческим войском двинулся из Константинополя в
Грузию для возвращения потерянного престола.
Несмотря на то что к нему примкнули некоторые
областные правители, русский князь был разбит и
исчез после того без вести. Тамара, вступив в
новый брак с осетинским владетелем Давидом
Сослани, с которым она росла в детстве, через
десять лет после вступления на престол открывает
наступательную политику. Доставив Грузии
преобладающее политическое значение во всей
Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов,
расширив пределы царства, Тамара позаботилась о
духовном развитии своей страны. При ее дворе
собирается плеяда славных писателей, доведших
грузинский язык до полного совершенства. Ее век
ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и
Чахруха, посвятивших "богоподобной" царице
восторженные оды. При ней создается светская
романтическая словесность в прозе,
представителями которой являются Хонели, автор
"Амиран Дареджаниани", и Саргис Тмогвели,
переводчик персидской повести о Висе и Рамине.
Наконец, в ее царствование прославился поэт Шота
Руставели, чья великолепная поэма "Витязь в
тигровой шкуре" вся проникнута любовью к
царице Тамаре. Ее черты мы находим разом у двух
прекрасных героинь: царевен Тинатины и
Нестан-Дареджан, а любовь к ней поэта высказывают
одновременно и Тариэл, и Автаидил. Легендарная
история, приписывающая Тамаре сооружение всех
замечательных храмов и крепостей Грузии,
недалека от истины: множество памятников
искусства создано именно ею, и среди них -
роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывах
скал, близ Ахалциха, вмещающий в себя до 360 покоев.
Христианство и гражданственность среди
кавказских горцев распространялись благодаря
энергии и заботам Тамары. Ее имя с одинаковым
благоговением передается в поэтических
сказаниях различных народностей Кавказа.
Церковь причислила ее к святым. Грузины-горцы
превратили Тамару в богиню-целительницу всех
недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены
стала предметом религиозного почитания и вместе
с тем идеалом волшебной красоты. Народ верит, что
Тамара не умерла, она спит в золотой колыбели;
когда дойдет до нее голос людской скорби, она
проснется и вновь воцарится. Это поверье
поддерживается отсутствием точных указаний о
месте ее могилы. |